Я 7.5 часов провожу в офисе. Мой стол находится в тесном закутке вдали от окон, освещенном лишь люминесцентными лампами в потолке. В офисе работает около сотни человек, и примерно половина этих людей все время говорит, очень монотонно и скучно, и некоторые голоса похожи на ноющий скрип каких-то беспрестанно работающих приборов. Все это вместе (освещение, звуки, монотонность) создает впечатление, что я работаю не среди живых людей, а среди роботов, которые с поразительной методичностью и терпением просиживают 7.5 часов на этом плохо освещенном 18 этаже, уткнувшись своими неживыми носами в мерцающие экраны.
Мне кажется, что пока я нахожусь в этом офисе, во мне все время что-то разрушается, живая ткань превращается в мертвую, и возможно это я тоже из человека превращаюсь в робота, но моя душа всеми силами сопротивляется и в результате я страдаю хроническими мигренями и усталостью.
На самом деле мне грех жаловаться на эту работу. Ведь я так была счастлива когда нашла ее. Особенно после всех событий, которые произошли на предыдущей работе (об этом я расскажу чуть ниже). Здесь очень спокойно, умиротворенно, и нет никакого бурления страстей. Все коллеги предельно вежливы, и никто не прикалывается над твоим русским акцентом (тем более что полофиса говорит с каким либо акцентом), все стараются избегать споров и прений. Люди настолько увлечены работой, что у них нет времени играть в политические игры, жаловаться друг на друга начальству и строить козни. Так работают маленькие компании, когда они пытаются сдвинуть с мертвой точки колоссальный проект.
Как вы наверное догадались, совсем иначе обстояли дела на моей предыдущей работе (назовем ее условно НКП — «Наведи.Кликни.Позаботься»)
Там я работала в просторном, залитом светом офисе, занимающем 4 этажа в хорошо отремонтированном здании, среди более 1000 человек.
Когда я устраивалась на работу в НКП, я собиралась делать там то, чем никогда раньше не занималась в своей жизни — автоматизацией маркетинга (marketing automation). У меня был практически нулевой опыт в этой области (до этого я занималась просто маркетингом, а точнее всем понемножку в маркетинге — от создания брошюрок до дизайна вебсайтов), но это совсем не помешало мне получить эту работу. Для того чтобы ее получить нужно было просто скопировать требуемые квалификации в свое резюме и потом на интервью сказать несколько красивых и умных фраз и выразить искренний восторг от компании и ее менеджмента. То есть компания не утруждала себя тем, чтобы проверить квалификации, и решения о принятии на работу основывалась на внешнем впечатлении от кандидатов.
Так они наняли очень многих, и именно из-за этого начались их проблемы. Когда компания из маленькой трудолюбивой рыбки превращается в большого и ленивого кита, внутри ее постепенно начинается процесс разложения. Возникает текучка кадров, потом плановые увольнения, уходят «ключевые фигуры, а на ежегодной конференции для сотрудников президент компании объявляет, что компания достигла периода «зрелости» и поэтому не смогла выполнить оперативный годовой план.
Но вернемся к моим приключениям. Ввиду того, что я всегда была человеком любознательным, я с большим интересом освоила новую профессию (ту самую «автоматизацию») и стала главным «автоматизатором маркетинга» в «Нажми.Кликни. Позаботься». Один коллега прозвал меня «Главным Нажимателем Кнопок».
По сути дела «автоматизация маркетинга» это рассылка большого количества емейлов клиентам и потенциальным клиентам, целью которой является помочь компании повысить число продаж. Почему я решила заняться этой работой? Тем более что я человек творческий. Дело в том что какое-то время назад мне дали интересный совет. Маркетинг самая неблагодарная специальность в B2B компаниях (организации, чьими клиентами являются другие компании и продажи осуществляются сотрудниками отелов продаж посредством заключения контрактов). Маркетологи могут месяцами корпеть над своими проектами, но никогда у них нет гарантии, что их работа принесет ожидаемый результат. Продажи эта такая вещь, которая непредсказуема как погода. Маркетологи могут очень стараться и рассылать весьма убедительные емейлы, создавать крутые вебсайты, но если отдел продаж не будет делать свою работу, то маркетинг не сильно поможет бизнесу. И поэтому маркетологи в таких компаниях долго не засиживаются. Но если уж я так хочу работать в маркетинге, то лучше мне заниматься маркетинговыми технологиями. Во-первых, потому что эти технологии очень дорогие, и компании раз инвестировав в них не торопятся их менять, а во-вторых, человек который освоил эти технологии является уникальным специалистом, и от его знаний зависит работа всего отдела маркетинга, в особенности потому что никто больше в этом отделе не понимает (и не хочет понимать) как эти технологии работают. В общем такой водитель автобуса, который всех маркетологов куда-то везет и все ему доверяют.
А почему бы и нет?
Что меня больше всего удивило — это насколько все остальные маркетологи, а также сотрудники других отделов мало себе представляют что такое автоматизация маркетинга.
Всякий раз когда ко мне обращались с просьбами типа «а могла бы я провести вот такой глубокий анализ» или «создать вот такую особую программу», мое чувство самооценки начинало слегка зашкаливать. К сожалению, такая идиллия продолжалась недолго и закончилась для меня печально, но прежде чем перейти к рассказу о грустных событиях, поведаю вам о предназначении отдела кадров.
Помимо своей основной задачи, то есть поиска кадров, отдел кадров также занимается повышением квалификаций, медицинскими и прочими страховками, пенсионным фондами, а также увольнением сотрудников.
Надо отметить, что увольнение сотрудника процесс не менее быстрый чем наем на работу. На данном этапе отдел кадров превращается из охотников за головами в агентство секретной разведки, которое занимается тем, что «шьет дело» неудачливым сотрудникам, то есть собирает на них всевозможную грязь. Называется это investigation.
В больших, быстро растущих организациях часто возникает конкуренция между сотрудниками. Это связано с тем, что менеджмент, одуревший от бурного роста и доходов, начинает нанимать слишком много кадров, и потом оказывается, что кто-то с кем-то проект не поделил, или наступает кому-то на пятки (канадцы почему-то называют это «наступать на пальцы ног»).
А там где конкуренция, там зависть, обиды, и жалобы. И что получается? Выигрывает тот, кто первым пожаловался в отдел кадров. Так здесь принято. Тот кто пожаловался первый, тот прав. И попробуй потом докажи обратное.
Данные наблюдения основаны не только на моем собственной опыте. Но вот что приключилось со мной.
Поначалу у меня был замечательный менеджер. Родом из Ямайки, он умел при случае и красное словцо отпустить, и комплимент девушкам сделать. Но главное что у него было много здравых идей и он не любил когда разводят демагогию. Из-за чего он вскоре не сошелся во мнениях с более высоко стоящим начальством и уволился из компании.
Через полгода на его место наняли человека с прикольным именем совпадающим с названием известного спиртного напитка. Во избежание упоминания в этом рассказе реальных имен, назовем его условно Иван Ходун.
Иван Ходун был полной противоположностью ямайского менеджера. Он очень любил разводить демагогию.
Есть такая категория менеджеров, которые в связи с тем что не знают толком как делать свою работу, пытаются создать видимость бурной работы с помощью занимательных презентаций, напичканных набором умных фраз. Вроде как выглядит, что человек знает свое дело раз такие крутые презентации толкает. Но дальше презентаций дело у них не идет. Тогда они начинают заниматься перестановкой кадров. Опять же чтобы показать начальству что им не зря платят зарплату. Перестановка кадров часто заканчивается плачевно, и сотрудники начинают утекать.
Так случилось в нашем отделе.
Кстати, я считаю что некоторым менеджерам, далеко продвинутым по части демагогии, неплохо было бы присваивать особую научную степень — КНН ( Кандидат Навозных Наук) — MBS (Master of Bullshitting)
Итак, в какой-то момент я осталась почти одна в отделе, и будучи человеком ответственным, пыталась тянуть на своих хрупких плечах работу всего отдела. Тем временем, Иван Ходун нанял на работу еще одного сотрудника, точнее сотрудницу, с прикольным именем — Кэрол Нога. Она действительно оказалась еще та нога, и быстро подмяла самого Ивана Ходуна под свой каблук. Пока ваша верная слуга прилежно занималась рассылкой емейлов и проведением вебинаров для клиентов, Иван и Кэрол расслаблялись на какой-то конференции. Вернувшись в офис, Нога сразу меня невзлюбила. Наверное, потому что я слишко хорошо все знала про автоматизацию маркетинга и представлялась ей опасной конкуренцией. Однако поначалу она не подала виду, и сказала что наймет еще одну автоматизаторшу маркетинга, которая будет мне помогать.
Тем временем Нога начала строить против меня козни. Однажды она написала мне провокационный емейл, но я не отреагировала. Тогда Нога начала жаловаться на меня Ходуну. Ходун жаловался мне на Ногу, а Ноге на меня, а также на нас обеих вышестоящему начальству. Нога думала, что я жалуюсь на нее Ходуну, и продолжала меня ненавидеть.
Вскоре наняли на работу еще одну автоматизаторшу по имени Аманда Деликатная. Своей фамилии она вполне соответствовала. Как выяснилось позднее, Аманду наняли чтобы она деликатно переняла все мои знания об автоматизации.
Мои друзья советовали мне начинать искать новую работу. Но будучи человеком упертым, я упорно продолжала автоматизировать и со всех сил пыталась наладить отношения с Ходуном, Ногой и Деликатной…
И вот в один прекрасный день, Ходун прислал мне приглашение на митинг в 10:30 утра с загадочным названием «Обмен новостями». В приглашении также было указано что на митинг нужно явиться без какой-либо подготовки, а также без ноутбука. Мне это показалось подозрительным, и я кинула Ходуну вопрос в Скайп, мол, в чем дело, я нервничаю. На что Ходун ответил «Не волнуйся, спи спокойно!»
Меня, конечно, это не успокоило. На следующее утро, в 10:25 Ходун прислал мне СМС о том, что у него проблемы с компьютером, и поэтому он встретится со мной на главном этаже возле отдела техподдержки.
Спустившись на главный этаж, я встретила Ходуна, как всегда сияющего непередаваемой фальшивой улыбкой. Он повел меня куда-то в сторону фитнес зала и завел к какую-то маленькую переговорную комнату, о существовании которой я никогда не знала. Зайдя в комнатку я обнаружила там менеджера отдела кадров с лицом как у хирурга готовящегося сделать пациенту ампутацию.
В этом момент мне вспомнилась история одной дамы, которая проработала в «Наведи» четыре года и потом была уволена в один миг без возможности попрощаться с коллективом.
Эта дама очень любила свою работу и своих коллег, но однажды НКП решила от нее избавиться. Не потому что НКП не отвечала даме взаимностью, а потому что многие корпорации (особенно крупные) относятся к своим сотрудникам как к «головам». У них даже термин есть такой «количество голов» (headcount). Периодически начальство задает себе вопрос: «Сколько ртов мы тут кормим? И нужны ли нам все эти головы?» Тут еще играют роль возрастные предпочтения. От стареющих сотрудников предпочитают избавляться, заменяя их более молодыми. Считается, что молодых проще и быстрее научить чему-либо новому.
А той даме было хорошо за 50. И занималась она телемаркетингом. Вместо нее и еще одной тетеньки такого же возраста набрали 30 ребят только что закончивших колледж на должность «представителей по развитию аккаунтов». Вот такая стратегия у корпораций.
Но вернемся к моим злоключениям. Увидев менеджершу кадров со зловещим вытянутым лицом я сразу поняла в чем дело. Интересно, для чего ей было делать такую физиономию… но может она по-другому не умела. Не важно. Моей первой реакцией было чувство ярости к Ходуну. Не потому что он устроил весь этот цирк с митингом и поломанным якобы лаптопом. Кстати, как потом выяснилось, это был специальный протокол тщательно разработанный отделом кадром во избежание нанесения увольняемыми сотрудниками морального и физического ущерба компании. В прошлом уволенным сотрудникам разрешалась вернуться к своему компьютеру и проработать до конца дня. Один уволенный сотрудник воспользовался этим и разослал оскорбительный емейл всей компании включая высшее начальство. С тех пор был разработан протокол, согласно которому уволенного сначала приглашали на разговор с сотрудником отдела кадров и непосредственным менеджером в специальную комнату («отправной пункт»). Во время этого разговора другой сотрудник отдела кадров отправлялся к столу уволенного и собирал все личные вещи сотрудника и приносил их в отправной пункт. После этого уволенного выправаживали прямиком к его машине через специальный задний вход. Причем представитель отдела кадров обязан был проследить чтобы сотрудник вышел один и ни с кем на выходе не столкнулся.
В моем случае мне даже вызвали такси (у меня не было в тот день машины)…. Продолжение следует..